Notice: Undefined variable: continent in /home/h812091741/dosaaf74region.ru/docs/plugins/system/admintools/pro.php on line 1966

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/h812091741/dosaaf74region.ru/docs/plugins/system/admintools/pro.php:1966) in /home/h812091741/dosaaf74region.ru/docs/templates/rt_solarsentinel_j15/rt_styleswitcher.php on line 42
Большая игра в кораблики
   
Размер шрифта

Notice: Undefined variable: frontpage in /home/h812091741/dosaaf74region.ru/docs/modules/mod_bt_contentslider/classes/content.php on line 242
Ошибка
  • Ошибка при загрузке канала данных.

Большая игра в кораблики

На чемпионате России по судомодельному спорту в середине июля в условиях жесточайшей конкуренции челябинские спортсмены завоевали шесть медалей: два золота, два серебра и одну бронзу. Если учесть, что судомодельщики у нас за последние десятилетия чуть не вымерли как класс по известным причинам, то результат получился впечатляющим.

 

Что дальше? Каковы перспективы у южноуральских «флотостроителей»? Об этом - разговор с президентом региональной федерации судомодельного спорта, чемпионом России и мира Дмитрием Долгих.

Ставка на технарей

Настоящий макет корабля никого не оставит равнодушным - ни взрослого, ни ребенка. Что-то есть загадочное и манящее в этом средстве передвижения по воде. И неважно, настоящий это корабль или маленький, почти игрушечный, когда упадет взор на его линии и обводы корпуса, детали надстроек, штурвал — мысленно ты уже бороздишь далекие моря. Но помимо романтических грез макет корабля — результат кропотливого строительства, напоминающего удивительное приключение. А дальше — корабль встречается с водой, если ему не уготовано место радовать глаз на полке за стеклянной дверцей.

С Дмитрием Долгих мы вспоминаем, что в советское время техническое творчество было определенно развито. Это факт. Станции юных техников, кружки при Домах пионеров, при школах - все способствовало развитию судомодельного дела.

- Может быть, - вспоминает Дмитрий Геннадьевич, - несколько другой был уровень оснастки и выбор материалов. Но работали в кружках с душой, во всяком случае, к этому приучали. И мастера-наставники были высокого уровня. А это значит, что было у кого перенимать бесценный опыт. Поэтому так много до определенного момента у нас было ракетчиков, авиа- и судостроителей.

Потом все рухнуло в перестроечном кавардаке. И моделисты, мастера, кружки и станции

Большая игра в кораблики

На чемпионате России по судомодельному спорту в середине июля в условиях жесточайшей конкуренции челябинские спортсмены завоевали шесть медалей: два золота, два серебра и одну бронзу. Если учесть, что судомодельщики у нас за последние десятилетия чуть не вымерли как класс по известным причинам, то результат получился впечатляющим.

юных техников — все куда-то делось.

Уже замечено, что в последнее десятилетие в нашей стране резко сократилось число изобретателей и рационализаторов. И как следствие - количество поданных рационализаторских предложений и заявок на предполагаемые изобретения. А уровень проектно-конструкторских работ, можно сказать, просто обрушился. Многие вполне обоснованно связывают это с качеством творческой и технической подготовки молодежи.

- Технические виды спорта не случайно были популярны, - считает Дмитрий Долгих, - потому что в каждом дворе был кружок, куда ребенок мог прийти и записаться. А потом и участвовать в соревнованиях по авиамодельному или судомодельному спорту. Это же очень интересные вещи. Было в свое время и очень хорошее финансирование. Но СССР развалился. Клубы стали плавненько сокращаться. На их месте выросли коммерческие заведения, магазины открыли. Однако именно сегодня, мне кажется, завершается весь этот «ледниковый период». И пережив «заморозку», заново возрождается техническое творчество. С этим многое связано. Понадобились технические специалисты, а как их готовить без начальной подготовки кадров? Как известно, в региональных планах развития именно на технарей делается основная ставка.

 

Родилась федерация

Те, кто в теме, с горечью отмечают, что судомоделисты в Челябинске почти исчезли, если не считать энтузиастов во Дворце пионеров и еще в нескольких станциях юных техников. Оставалась и небольшая кучка спортсменов, поддерживающая «флот» на плаву только потому, что не могут не выступать на соревнованиях и безумно преданы делу. А во всей Челябинской области осталось всего с десяток судомодельных кружков. «Нас мало, но мы в тельняшках» - могли бы они сказать.

- Все-таки в Снежинске очень сильная команда судомоделистов, - отмечает Дмитрий Долгих. - Ребята часто выезжают даже на международные соревнования. В Магнитогорске сохранился хороший кружок судомоделирования, в Южноуральске. Но пока наши единомышленники есть не во всех муниципалитетах.

- Дмитрий, по-вашему, выходит, что с этого начнет возрождаться южноуральский «мощный флот»? А как с кадрами? Кто передавать мастерство будет?

- В Челябинске с этим все хорошо. У нас только действующих спортсменов человек пятнадцать, которые постоянно занимаются с ребятами, сами строят модели и выступают на соревнованиях. Мы все друг друга знаем в городе и в области. Общение есть и взаимопонимание. Значит, будет развитие нашего дела. Сегодня в нашем региональном ДОСААФ федерации технических видов спорта насчитывают более 25, и у каждой есть перспективы. Наша вновь образованная федерация в том числе.

Пришел в кружок, строгал дерево...

- Дмитрий Геннадьевич, вы мастер спорта международного класса, возглавили Челябинскую региональную федерацию судомодельного спорта. При этом сами участвуете в соревнованиях, строите модели. Как вы это совмещаете?

- Нормально. Это же все от увлеченности общим дело. При всем этом я оператор станков ЧПУ. Это моя профессия.

- А как случилась эта увлеченность?

- В детстве я немножко хулиганил. И однажды меня привели в школе к пионервожатому. Он спросил меня:

- Чем ты хочешь заниматься?

- Хочу корабли строить, - ответил я. Так определилась дорожка в судомодельный кружок. Откуда взялась идея? Внезапно осенило. Корабль — штука заманчивая. О нем мальчишки начинают грезить, начитавшись книжек. Ну кто не был моряком в детстве? Тут вам и чистая романтика, и мечта, порой поселившаяся в душе навсегда. Поэтому самый живой интерес вызывают модели кораблей и судов даже у тех, кто «не моряк».

Гораздо интереснее рассматривать их, любуясь точной деталировкой, оснасткой, парусами. Даже одиночными деталями: штурвалом или судовым колоколом. А если это произведениями искусства, то все - предмет гордости строителя.

- Вот вы пришли в кружок. Но там же трудиться надо. А если лень? С трудом представляю нынешних ребят, кто думать руками может, щелкая мышкой у компьютера.

- Ничего. Все пацаны от природы любят что-то делать своими руками. Главное — вовремя подхватить это желание мастерить. Я, как все, строгал из дерева кораблики. Нравилось, что получается из бесформенной болванки вполне осмысленная

вещь.

- А кто был ваш первый наставник?

- Я учился в четвертом классе, когда попал к Анатолию Александровичу Караваеву. Этот заслуженный мастер спорта, многократный чемпион мира сам вырастил чемпионов и мастеров спорта. В Челябинске он один из первых, получивший международный

успех. В перестройку смеялись над судомоделистами: «Кто вы такие? В кораблики играете, а надо деньги зарабатывать». А по-моему, самое главное - воспитание молодежи. Надо с улицы ребят вытянуть, чтобы они не занимались наркотиками и прочей дрянью. Строить корабли — ничего нет прекрасней.

- А теперь вы строите целую федерацию. Почему взялись за этот «кораблик»?

- Лет десять пытался что-то где-то найти для нашей организации. Обращался в администрации всех уровней, в отделы образования. Чиновники кивали головами: «Дело хорошее. Поможем». Но обещания не выполняли. Но в этом году удалось добиться, чтобы нам выделили помещение. Обратился в ДОСААФ, к председателю регионального отделения общества Николаю Григорьевичу Омельяну. Тот сразу согласился помочь. Теперь вот организовали секцию судомодельного спорта. Сегодня мы только-только встаем на ноги.

- Чтобы строить корабли, нужна серьезная материальная база.

- Тоже только формируется за счет энтузиазма опытных моделистов. В нашей команде есть те, кто связан с производством. И каждый кто что может достает. Станки, необходимое оборудование, оснастка — это не проблема. А вот ставка для ведения детского технического творчества очень нужна. Поеду сейчас в министерство спорта к министру Леониду Яковлевичу Одеру. Надеюсь, что найду понимание. Без маломальского финансирования мы не сможем работать с детьми. По плану мы должны с сентября начать запись ребят в кружок. По моим сведениям, желающих должно быть немало. Уже сейчас звонят родители, интересуются. И я их отлично понимаю. Это же самый демократичный вид спорта, в котором есть место и совсем юным, и пожилым. Здесь не надо обладать какими-то физическими данными. Да и вред здоровью здесь не нанесешь, скорее наоборот, убежав от компьютера или с улицы.

И тем не менее у челябинских судомоделистов есть чем похвастаться. За последние десять лет они завоевали белее двух десятков золотых медалей международного уровня. Столько же челябинцы взяли серебра и бронзы. Найдется и добрый десяток установленных мировых рекордов в классе «скоростные кордовые модели». Только представьте, как по воде (или уже над водой?) летит корабль со скоростью 280 километров в час. В действительности зрелище завораживает не меньше, чем гонки «Формулы-1».

Чемпионаты страны в последнее время собирают судомоделистов со всей России в Брянске. «Там вода хорошая», - говорят спортсмены. Хотя понятно, чтобы на берегах аквадрома собирались десятки команд, нужна соответствующая инфраструктура. Думается, озера на Южном Урале могли бы поспорить с брянскими на пользу всего региона. Но тут нужно отношение...

По словам Дмитрия Долгих, сегодня собираются далеко не все команды: с финансами тяжело. Ребята из Владивостока, к примеру, всегда приезжали. Сейчас прекратили.

 

Как рождается модель

- Модель сначала рождается в голове, - объясняет Дмитрий. - Ее идея вынашивается, пока не выплескивается на бумагу. Появляются чертежи. А уже потом подбираются материалы — и вперед. Модель можно сделать из самого легкого дерева — бальзового дерева. Оно легче пробкового. Кстати, из бальзы был построен плот «Кон-Тики». Также корпус судна делается из композитных материалов. Подбирается стеклоткань, углеткань или кевларовая ткань, и все это клеится на эпоксидной смоле.

Сегодня у производственников углепластик в моде. А у моделистов он уже лет 30 в ходу. У них вообще все новое осваивается быстрее, чем в промышленности, - новые технологии и материалы. Выходит, моделисты приближают будущее?

- Модели маленькие, поэтому на них легче опробовать нечто новое, которое внедряется в производстве. Для меня приятно работать с бальзой, с липой. Дерево имеет особую привлекательность. Душа радуется, когда из куска дерева получается осмысленная форма. На станке изготавливать какую-нибудь деталь тоже нравится. И деталей для корабля требуется немало.

Сами соревнования нравятся. Дух там настоящий командный, спортивный. Помогаем друг другу, и сами стараемся выступать достойно. Интересно общаться народом. Особенно когда отправляемся на мир. Французы приезжают, немцы. Не зная французского общаемся. Технари понимают друг друга.

 - «Промшпионаж» присутствует при такой дружбе?

- Удачные решения сразу привлекают общее внимание. Смотрим друг у друга.

- Говорят, двигатели для моделистов — большая проблема. Это так?

- Двигатели сами переделываем из готовых моделей. Поршень, гильзы, ставим хорошие подшипники. Бывает, и полностью новый двигатель делается. Отливается картер, растачивается. Нет, это не проблема. Есть двигатели внутреннего сгорания и класс моделей с электродвигателем. На них аккумулятор идет литий-полимерный, очень мощный. Электродвигатели стали мощней двигателей внутреннего сгорания. Там охлаждение ставится водяное. Ширпотребовскими китайскими движками мы не пользуемся. Нам нужен результат — скорость. Но еще больше мы хотим, чтобы ребята от десяти лет и старше пришли к нам строить корабли.

Региональные новости

Голосование

Чем вы больше пользуетесь?

Авторизация

Авторизация